Разработка минитрактора

Прототипом послужил американский вариант минитрактора. Американская фирма двигается более 50 лет к тому, чего мы смогли достигнуть за 2,5 года.

Работы по улучшению проводятся систематически, учитывая пожелания потребителей, замечания специалистов в эксплуатации дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники.
Обращаем внимание на использование в минитракторах металлических гусениц.
Это позволяет использовать минитрактора в условиях больших нагрузок на трансмиссию, не обращать внимание на поверхность, по которой происходит перемещение минитрактора, если нет опасения повреждения поверхности, менее бережно относится к металлическим гусеницам, нежели того требуют резиновые гусеницы.
Также металлические гусеницы отличаются меньшей стоимостью по сравнению с резиновыми или резино-металлическими, которые по большей части импортные.
Корпус минитрактора изготавливается из стали толщиной 3мм.
Некоторые элементы навесного оборудования и приспособлений из сталей толщиной 2, 4 и 6мм
1. Небольшой вес с тем чтобы потребители могли самостоятельно перемещать (перевозить) минитрактор на прицепе легкового автомобиля. Согласно ПДД вес прицепа с грузом для водителей с категорией «В» не должен превышать 750 кг.
2. Минимизация габаритных размеров для обеспечения благоприятных условий работы в стеснённых условиях и хранения в периоды простоя минитрактора.
3. Простота конструкции с применением распространённых узлов и агрегатов с тем чтобы потребитель в любой точке нашей страны мог самостоятельно произвести мелкий ремонт и не имел трудностей в поиске необходимых запасных частей.
4. Простота в управлении минитрактором.
Удобство положения оператора.

При проектировании минитрактора решали следующие задачи:
5. Унификация минитрактора к навесному оборудованию используемому в мотоблоках отечественного производства. На минитрактор можно установить практически любое навесное оборудование, используемое совместно с мотоблоком (за исключением навесного, для которого необходим ВОМ)
6. Модульность конструкции с целью расширения функциональных возможностей без внесения существенных изменений в базовую модель.
7. Возможность самостоятельной сборки потребителем.
8. Снижение стоимости изделия для конкуренции с производителями подобной техники в нашей стране и из других стран.
9. Эстетический внешний вид.
Первый трактор, собранный в 2017 году.
Разработка началась осенью 2016г, поэтому в наименовании указан 16 год.
Был произведён первичный расчёт геометрических размеров минитрактора, необходимых приводов, передаточных чисел. Произведён поиск и подбор необходимых комплектующих с обязательным условием их наличия и распространённости на рынке.
При изготовлении сразу отрабатывали технологию производства с целью выпуска минитракторов на поточном производстве.
К имеющемуся станочному парку было закуплено и запущено необходимое дополнительное оборудование в виде координатных и гидравлических прессов, необходимой технологической оснастки.
Осуществили первоначальный подбор необходимых сталей для изготовления отдельных узлов и агрегатов.

По результатам полевых испытаний убедились в достаточной надёжности самой трансмиссии (гусениц, привода гусеничных звёзд, передаточный момент и пр.). Двигатель бензиновый в 15л.с. показал свою избыточность. Трактор показал хорошую управляемость, обзорность со стороны оператора, удобное положение самого оператора. Главными судьями выступили дети, которые с радостью катались на минитракторе. Скорость передвижения максимальная составляла 3,5 км.час, что обеспечивало безопасность при управлении детьми
МРБ 0116
Выявили существенные недостатки в проектировании трансмиссии.
Клиноременной привод трансмиссии подвергался чрезмерным нагрузкам, что приводило к его преждевременному износу и выходу из строя. Сама силовая работа минитрактора носила кратковременный характер по этой причине. Клиновые ремни приходилось систематически смазывать силиконовой смазкой с тем чтобы они не слишком быстро выходили из строя.
Установка импортных ведущих шкивов с возможностью перемещения по валу показала свои недостатки в условиях вибрационных нагрузок (смещались по валу). Данное обстоятельство требовало осуществления систематического контроля за состоянием трансмиссии и снижению времени безаварийной работы.
Кроме того, для установки ведущих шкивов приходилось делать дополнительную технологическую операцию по проточке шпоночных пазов.
Это приводило к удорожанию изделия в целом.
Вторая модификация трактора.
Изготовлена с учётом результатов полевых испытаний МРБ 0116.
Попытались установить двигатель с мощностью
в 6,5 л.с. Но стендовые испытания показали недостаточную мощность привода на средних оборотах двигателя. В итоге установили бензиновый двигатель в 9 л.с. Двигатель бензиновый в 9л.с. показал достаточную мощность.
Скорость перемещения составила 3,5 км./час.
Изменена геометрия капота с целью улучшения обзорности, изменён способ закрепления капота путём установки специальных защёлок, которые надёжно фиксируют капот.
Несколько изменена седловая панель, изменён способ фиксации седловой панели (ранее болты с пластиковой головкой вворачивались в седловую панель и далее в боковую, это приводило к затруднению установки седловой панели в случае если трактор находился не на
горизонтальной поверхности).
Так же установили сидение с возможностью регулировки по длине ног оператора, изменён
рычаг и привод управления отвалом, изменено расстояние между валами привода трансмиссии.
Изменили перфорацию кузовных элементов минитрактора, с целью обеспечения охлаждения двигателя и трансмиссии, и улучшения внешнего вида.
Усилили боковые натяжители гусениц. Определились с внешним видом и окраской минибульдозера.
МРБ 0217
Заменены импортные приводные (ведущие) шкивы на цельнометаллические собственного
производства.
Ведущие шкивы теперь привариваются посредством электросварки на свои постоянные места. Произведён перерасчёт межосевого расстояния между валами малых шкивов и валом рычагов управления трансмиссии.

По результатам полевых испытаний получили замечания по гусеничным звёздочкам,
изготовленным по ГОСТу. Они плохо вели себя при работе по гравию, щебёнке и вторичному
асфальту. По сыпучим грунтам, песку, земле и снегу работали без замечаний.
Третий трактор с заменой цепи от двигателя на меньший типоразмер.
Первоначальный типоразмер цепи приводил к быстрому выходу из строя подшипников натяжной
звёздочки. Цепь в итоге быстро нагревалась и приходила в негодность.
Изменили боковые кронштейны крепления отвала и задней навески. Несколько подняли ось горизонтального перемещения отвала, это по результатам ходовых испытаний по пересечённой местности, чтобы меньше цеплялись по грунту. Таким образом увеличили габариты свободного клиренса.
Изменили рычаг привода отвала, с тем чтобы он меньше деформировался при применении значительных усилий со стороны оператора. Установили на рычаг привода отвала оттягивающую пружину, с тем, чтобы рычаг самостоятельно фиксировался в крайних положениях и позволял оператору освободить правую руку при передвижении к месту работы или планировки поверхности.
Изменили геометрию втулок гусеничных звёздочек и расположение прессмаслёнки, с тем, чтобы смазка
одновременно поступала в оба подшипниковых узла втулки. Ранее прессмаслёнка была ближе к наружному подшипнику, и на внутреннем наблюдалось «масляное голодание», приводящее к повышенному износу вала. Так-же сделали «промежуточный» вариант профиля зубов гусеничных звёздочек. Полевые испытания показали правильность движения в направлении изменения профиля зуба гусеничных звёздочек.
Тяговое усилие трансмиссии возросло, с одновременным снижением нагрузки на клиноременную передачу
МРБ 0318
Определились с приборной панелью «торпедой» минитрактора.
Установили на капоте дополнительную ручку для того чтобы оператор мог держаться в случае значительных кренов минитрактора, а также при длительном движении в прямом направлении. Организовали внешнее управление двигателем с выносом органов управления – газ и дроссельная заслонка на приборную панель.
Поработали над задним кронштейном для навесного оборудования. Установили механический привод задним навесным оборудованием в виде рыхлителя. Рыхлитель можно быстро заменить на фаркоп.
При этом на задний кронштейн без особых усилий можно прицепить достаточно большой ассортимент навесного оборудования, применяемого с мотоблоками
Четвёртый механический.
Сборку начали в феврале 2019г.
Изменили «промежуточный» профиль гусеничных звёздочек, чтобы легче преодолевал
твёрдые включения, попадающие в гусеничные цепи.
Здесь- же закончили модернизацию вала ведомых (больших) шкивов. Сделали упоры от
смещения наружу, сделали канавки для более жёсткой фиксации ведущих звёздочек на
гусеничные ведомые звёздочки. Заменили опорный подшипник и кронштейн его крепления
внутри корпуса трактора на подшипник с цельнометаллическим корпусом. Ранее был со
штампованным корпусом. Добавили резьбовую шпильку для более жёсткого крепления
кронштейна крепления опорного подшипника.
Уменьшили ширину отвала до 950мм. с одновременным изменением угла врезания в грунт.
Это позволило минибульдозеру стать полноценным бульдозером, который стал справляться даже
с многолетним дёрном и успешно его снимать. Сыпучие грунты снимаются насколько позволяет
вес самого минибульдозера с оператором.
МРБ 0419
Добавили элементы крепления минитрактора в случае перевозки.
На базе МРБ 0318, но с установленным гидроприводом для управления навесным оборудованием.
Двигатель посредством цепных передач приводит в движение трансмиссию и гидравлический насос. Гидроцилиндры отечественного производства управляют положением отвала и заднего наклоняемого кронштейна.
Сделаны дополнительные отверстия в корпусе
минитрактора для закрепления гидравлических магистралей.
Сделан гидробак с установкой на задний кронштейн для навесного оборудования. Установлен масляный фильтр для очистки масла в гидравлической системе. Сделано крепление гидронасоса НШ к двигателю с возможностью регулировки межосевого расстояния для натяжения приводной цепи.
Двигатель в 9л.с. справляется с приводом трансмиссии и гидравлической системы.
МГБ 0118
Наличие гидравлических цилиндров для управления навесным оборудованием значительно расширяет диапазон применяемого навесного оборудования.
Появилась возможность установки КУНа (ковш универсальный наклоняемый) вместо отвала.
На задний кронштейн можно установить оснастку для обработки почвы (плуг, барана и тп).
на базе МГБ 0118, но с изменённым задним кронштейном для навесного оборудования. Окончательно определились с конфигурацией гидробака. Определились с необходимым размером масляного фильтра, с расположением масляных магистралей и с необходимым изменением задней панели минитрактора.
Возможна комплектация как отвалом, так и КУНом, с необходимостью замены кронштейна отвала на более длинный, с тем чтобы амплитуда движения КУНа соответствовала необходимым требованиям и не задевала гидроцилиндр в максимальном верхнем положении.

МГБ 0219
На базе МГБ 0118 с гидравлической трансмиссией. Установлен насос 10х10 ГИДРОСИЛА. Привод от двигателя цепной. Установили гидромоторы с установкой на гидромоторы звёздочек, приводящих в движение гусеничные звёздочки.
Двигатель 13 л.с. Показал достаточную мощность. Скорость ориентировочная 4 км.час.
Сильно изменена перфорация боковых панелей, нижней плиты и задней панели минитрактора.
Решили проблему разделения гидравлических потоков на гидромоторы с тем, чтобы не происходило перетока при отключении одного из моторов.
Решили вопрос с разблокировкой гидравлического привода в случае если двигатель не работает, и надо буксировать минитрактор.
Проводятся полевые испытания и подбор оптимальных габаритных и технических параметров охладителя масла.
Дорабатывается задача увеличения объёма гидравлического масла, используемого в трансмиссии
без изменения внешнего вида минибульдозера.

ГГБ 0118
На базе ГГБ 0118 с экспериментальной экскаваторной установкой.
Для установки экскаватора, в корпусе добавлены отверстия. Решается вопрос с увеличением ёмкости
используемого гидравлического масла без увеличения внешнего гидробака путём использования внутренних свободных полостей минитрактора.
Решается вопрос с заменой гидронасосов производства ГИДРОСИЛА (Украина) на насосы отечественного производства с целью снижения стоимости изделия в целом.
Стендовые испытания установки показали положительные результаты. Одновременно с этим есть
вопросы, над которыми продолжается работа.
Экскаваторная установка полностью переделывается, с учётом замечаний по первой модели.
На этой же модели проводим работы по установке дизельного двигателя воздушного охлаждения. Подбираются оптимальные технические решения и комплектующие.
ГГБ 0219
Данная модель не пригодна для полевых испытаний, потому говорить о продаже преждевременно.
По этой причине не можем говорить о стоимости данной модификации. Её выпуск был обусловлен необходимостью применения принципа ЛЕГО, с тем, чтобы все модели минитракторов без существенных переделок могли комплектоваться экскаваторной установкой. Данную задачу считаем решённой.
Читать еще